Moderator

Выставочный центр "Монетный двор" - Гознак. Экспозиции «История денег»

17 сообщений в этой теме

Немного об истории Аннинского кавальера. Кавальер – это вспомогательное сооружение внутри бастиона, построенное выше его стен. Возвышаясь над бастионом, кавальер усиливает его огневую мощь и создает дополнительный рубеж обороны в случае проникновения противника в крепость. Первый земляной кавальер был насыпан в самом узком месте Головкина бастиона в 1705 году. По проекту военного инженера Б.Х. Миниха в 1731 – 1733 годах на его месте возводится каменное здание кавальера, получившего название Аннинский в честь императрицы Анны Иоанновны. Укрепленный кавальером, Головкин бастион стал самым мощным в Петропавловской крепости. 
Нынешний облик кавальер приобрел в результате перестройки 1836 - 1837 гг.: был изменен декор фасада, упразднен кирпичный бруствер и вместо боевой площадки сооружена скатная железная крыша. В 1837 году кавальер приспособили под Артиллерийский цейхгауз - хранилище военных трофеев и пушек.
В 1961 году здание Аннинского кавальера было передано в ведение Ленинградского монетного двора для производственных нужд. А в 2007 году Гознак приступил к реставрации здания кавальера (по проекту института «Ленпроектреставрация», в котором были в полном объеме учтены требования Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга). После завершения реставрации была проведена работа по формированию фондов и созданию экспозиции «История денег».

13731730_539036789622847_539528207424700205_n.jpg.5ebef471ed4aad15d16b7f8aa0e71383.jpg

13729195_539036786289514_236285934553738879_n.jpg.a4782a9eceb2678aaaf6bbc0e95f9331.jpg

13738315_539036832956176_3529604304847144976_o.jpg.f3ed7307052bc994d99c1b6e004c5177.jpg

13754102_539036759622850_7234497403269208466_n.jpg.84ac78d1b0809054fae76e68ad6280b5.jpg

13775464_539038052956054_5094497737451399694_n.jpg.63a104650e867d5ed4a8609c7229e985.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Безусловной доминантой выставочного пространства является инсталляция «Миллион», состоящая из миллиона монет номиналом 1 рубль каждая. «Монетная башня» достигает высоты 3,2 м.

13735156_539828079543718_3320916739157915067_o.jpg.aca74add0c4c6adc4a5652b90960bfbb.jpg

13767162_539828266210366_5984017825967314340_o.jpg.26d52c479c8433b041b1cd814a0ab949.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В экспозиции «История денег» представлены уникальные монеты-гиганты – золотая и серебряная памятные монеты весом 5 кг каждая. Это – самые большие и тяжелые памятные монеты, когда-либо выпускавшиеся в России. Отчеканены они на Санкт-Петербургском монетном дворе – филиале АО «Гознак».
Пятикилограммовая золотая памятная монета посвящена 150-летию Банка России и выпущена в 2010 году. Номинал монеты – 50 000 рублей (но рыночная цена, конечно же, значительно превышает номинал). Ее диаметр – 13 см, толщина – 2,3 см. Тираж этой монеты – всего 50 штук. 
Пятикилограммовая серебряная монета была выпущена Банком России в 2012 году в рамках серии «200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года». Номинал – 500 рублей (опять-таки, рыночная цена – намного выше). Диаметр монеты – 15 см, толщина – 3,27 см. Тираж – такой же, как и у золотой монеты-гиганта: всего 50 штук.

13619973_541115296081663_6587011468702589303_n.jpg.f0b2e80fff969c8904ebba2b11f5528d.jpg

13627202_541115546081638_2408719510770502059_n.jpg.795c8767c00a5ac86b755ca1ff03b526.jpg

13631664_541115612748298_3180337959363104831_n.jpg.aff2b5695329328a409e7329c75999f4.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Среди уникальных экспонатов, представленных в экспозиции «История денег», - редчайший пробный рубль 1740 года с вензелем императора Ивана Антоновича. Сегодня сохранилось лишь несколько экземпляров подобного рубля, отчеканенного после объявления наследником престола внучатого племянника императрицы Анны Иоанновны – Ивана Антоновича, которому на тот момент было чуть больше двух месяцев. На монетах традиционно помещался портрет монарха, но как поместить портрет младенца? Было предложено вместо портрета отчеканить вензель нового императора. И хотя этот проект в итоге забраковали, некоторое количество пробных рублей до этого отчеканили. Монета, представленная в экспозиции «История денег», имеет ряд особенностей. Во-первых, у нее очень большой вес – 44,17 г (вес стандартного серебряного рубля того времени – 25,85 г). А во-вторых – грубо опиленный гурт. Всё это позволяет предположить, что данная монета была отчеканена в более позднее время подлинным комплектом штемпелей.
Младенец Иван Антонович (под именем Иоанна III) «царствовал» чуть больше года – 25 декабря 1741 года он был свергнут Елизаветой Петровной и впоследствии убит при попытке освободить его из Шлиссельбургской крепости в 1764 году. 
Монеты Иоанна III во время его «царствования» все-таки были выпущены массовым тиражом – с портретом, «состаренным» на несколько лет.

13895464_543006865892506_8644157709110088086_n.jpg.016f40caceb58148dc56baaa0d907460.jpg

13782091_543007109225815_2340882418593360718_n.jpg.51f805447ca0deabf9720c84f1dae178.jpg

13880318_543007289225797_8078410072588808542_n.jpg.91d17fd06fe0e5c0dd899aa4a9dd5c82.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Секретный штемпель.

В собрании Петербургского монетного двора сохранился уникальный предмет – штемпель нидерландского дуката, датированный 1769 годом. Он впервые выставлен на всеобщее обозрение в экспозиции «История денег». Как же штемпель нидерландской монеты оказался в Петербурге? 
В XVII – XIX веках самой известной золотой монетой Европы был дукат, чеканившийся в Нидерландах. Его использовали в основном во внешнеторговых операциях по всей Европе и принимали во всех государствах. 
Во времена императрицы Екатерины II чеканку дукатов в глубокой тайне начали в Петербурге. Они ничем не отличались от голландских образцов, и даже вес и проба золота были точно такими же, как у их прототипов. Самые ранние «петербургские» дукаты датированы 1768 годом. Они были нужны для оплаты Архипелагской экспедиции русского флота в ходе русско-турецкой войны, закончившейся победным Чесменским сражением. 
Чеканка дукатов была настолько выгодной и удобной, что продолжалась целое столетие. Они были нужны для внешнеторговых операций, для содержания войск в приграничных районах и на оккупированных территориях и т. д. После того, когда в 1849 году в самих Нидерландах чеканку дукатов прекратили, в России их продолжили выпускать с датой «1849». 
Только в 1868 году, когда со стороны правительства Нидерландов последовала официальная нота протеста, чеканку дукатов прекратили, а в следующем году начали чеканить золотые монеты достоинством три рубля, примерно соответствующие дукату по весу. 
Таким образом, секретный штемпель 1769 года никогда не покидал столицу Российской империи – он был изготовлен и использовался для чеканки монет на Петербургском монетном дворе.

22f6c7e0c37c4a89bddc29a746e603f1.png.760f5b15ee00fbe38279b34d363744e9.png

fafe9399e35adb3c1c44b1314834b28f.png.28c5a5f947b91f36c3aeb59b741d8d05.png

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как Геракл стал прообразом молотобойца на советском полтиннике.

В экспозиции «История денег» представлены уникальные предметы, связанные с творчеством одного из самых известных граверов XX в., работавших на Петербургском монетном дворе, – Антона Федоровича Васютинского (1858 – 1935). 
В 1888 году, заканчивая обучение в Академии художеств, он вырезал штемпель медали «Геракл, убивающий гидру». За это Антон Васютинский удостоился золотой медали и права продолжить обучение медальерному искусству за границей. 
С 1893 года до самой смерти он трудился на Петербургском монетном дворе. Васютинский – автор многих монет и медалей конца XIX – первой трети XX века, признанный мастер медальерного искусства.
После Октябрьской революции 1917 года Антон Федорович продолжал работу.
В 1921 году в Петрограде началась чеканка первых монет РСФСР. А в 1924 году были выпущены первые монеты с гербом СССР. На монетах появились изображения новых хозяев страны – рабочего и крестьянина на рубле, сеятеля на червонце, кузнеца-молотобойца на полтиннике. Если внимательно присмотреться к изображению, можно заметить, что композиция реверса полтинника очень похожа на медаль 1888 года с изображением Геракла. Объяснение этому простое: и у медали, и у монеты один автор – Антон Федорович Васютинский. В начале 1920-х годов, уже будучи опытным медальером, он исполнил ответственный заказ: вырезал маточники первых монет РСФСР и СССР, в числе которых были серебряные полтинники СССР. И повторил на полтиннике композицию той самой медали, превратив Геракла в молотобойца, а гидру – в наковальню. 
В экспозиции «История денег» представлен подлинный штемпель медали «Геракл, убивающий гидру» 1888 года с мемориальной надписью, сама медаль, советский полтинник 1925 года и медаль работы Н. А. Соколова, отчеканенная в честь Васютинского в 1935 году.

f8cb78d4818c5dd95b4c9055c4234b94.png.f5a8b386cd0997310f275cc93b9bcdcb.png

7f013c7e94220b9976ce4ee73099b7f1.png.151399e27d1924fa7faf5cb7a02cd71d.png

180c7f0b790d117fe74dd038cb131cb3.png.9b2f7337bb3d916f730b0f4bc9a10770.png

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По традиции, начавшейся еще в XVIII веке, на российских бумажных деньгах помещались подписи должностных лиц – директоров Ассигнационных банков, управляющего Экспедицией заготовления государственных бумаг, а с 1860 года – управляющего Государственным банком и кассиров. После 1917 года на банкнотах появились подписи народных комиссаров финансов и членов правления Государственного банка. В 1934 году были выпущены новые казначейские билеты – достоинством от 1 до 5 рублей. На них помещалась факсимильная подпись народного комиссара финансов СССР Григория Федоровича Гринько, который занимал этот пост с 1930 года.
Однако, уже в 1937 году в обращение поступили билеты, ничем не отличавшиеся от билетов 1934 года, кроме одного – на них не было подписи наркома. Дело в том, что в августе 1937 года Гринько был снят с должности и арестован, а через полгода – расстрелян. В обстановке массового террора было решено вовсе не помещать подписи должностных лиц на купюрах. Проект 3-х рублевого билета без подписи датирован 21 сентября 1937 года. Преемник Гринько на посту наркома – В. Я. Чубарь тоже был репрессирован вскоре после назначения. Лишь следующему наркому – А. Г. Звереву – удалось сохранить свой пост надолго – он был отправлен на пенсию в 1960 году.
В том же, 1937 году в обращение поступили новые билеты Государственного банка СССР достоинством от 1 до 10 червонцев. Первоначально на них планировали поместить подпись управляющего банком – С. Л. Кругликова. Однако он тоже был арестован в сентябре 1937 года и вскоре расстрелян. 
После 1937 года подписи на банкнотах больше не появлялись. Лишь в 1992 году на купюру достоинством 5000 рублей поместили подпись председателя правления Банка России Г. Г. Матюхина, но уже через год она была изъята из обращения.
В экспозиции «История денег» ВЦ «Монетный двор» показаны уникальные памятники, рассказывающие об одном из самых трагических периодов в истории России: проект трехрублевого билета образца 1934 года без подписи Г. Ф. Гринько и проекты 10 и 25 червонцев 1937 г. с подписями С. Л. Кругликова. 

f30faec6c951bc8a468ab91e9b71206b.png.b9f7665ad2fd169a04f1849d2a511554.png

Государственный казначейский билет СССР достоинством 3 рубля образца 1934 г. Проект (без подписи народного комиссара финансов). 27 сентября 1937 г.

249c29ef88e60d82b2a66e02f2f78d84.png.815c0ef3ece276a06ef0d9b6bbe30496.png

Билет Государственного банка СССР достоинством 25 червонцев образца 1937 г. Неутвержденный образец с подписью управляющего Государственным банком СССР Л.С. Кругликова.

14102138_552918984901294_3150198392371619175_n.png.95597ab84c66cde24ba1ac09cdc9ed4d.png

Государственные казначейские билеты СССР достоинством 1 рубль образца 1934 г. (с подписью народного комиссара финансов Г. Ф. Гринько). Образец. Неразрезанный лист.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Один из разделов экспозиции «История денег» (Аннинский кавальер Петропавловской крепости) посвящен «непрофильному» использованию денег – в качестве декоративного элемента одежды, украшений и предметов интерьера. 
Здесь представлены браслеты, серьги, поясные украшения, пряжки, головные повязки, сумочки XIX – XX веков. Например, разнообразные монисто - налобное монисто, нагрудное монисто, монисто в виде головных уборов, монисто-коса, монисто для украшения сбруи коня. Еще один экспонат – чулпы: это татарское украшение, состоящее из медальона в форме листа и трех прикрепленных к нему монет. Такое украшение вплеталось в косы вместе с лентой.

13975538_548444912015368_7786813437378707726_o.jpg.5c8b16cec46d5692090bd57a4578da22.jpg

13882575_548444972015362_254984575328055799_n.png.8e104b67c422fdc336c181d2de6874e1.png

13912389_548444992015360_5980400673328777321_n.png.e216ea2542b04a18da76b680d5f7bb1c.png

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сотрудничество Экспедиции с известными художниками началось с 1870-х годов, и результаты такого сотрудничества ярко проявились в оформлении денежных знаков и полиграфической продукции. Об этом рассказывает один из разделов экспозиции «История денег»: в нём представлены проектные и утвержденные эскизы денежных знаков и почтовых марок, а также образцы высокохудожественной полиграфической продукции, созданные выдающимися художниками XIX–XX веков. В частности, широко известны иллюстрации И. Я. Билибина к русским народным сказкам, изданным Экспедицией заготовления государственных бумаг.
Однако Ивана Яковлевича Билибина связывают с Экспедицией не только эти иллюстрации. Художник разработал проекты почтовых марок, которые были выпущены к 300-летию Дома Романовых. Утверждённый вариант марки в 1 копейку с изображением Петра I также можно увидеть в экспозиции «История денег».
300-летие царствования Дома Романовых в Российской империи широко отмечалось в 1913 году. В рамках торжеств был подготовлен выпуск большой серии юбилейных марок с портретами императоров и императриц, а также с изображением Дома бояр Романовых, панорамы Московского Кремля и Зимнего двора. Над серией работали знаменитые художники – И. Я. Билибин, Р. Г. Заррин, Е. Е. Лансере. Эти марки были введены в обращение с 1 января 1913 года, заменив выпущенные ранее. При гашении, однако, неминуемо пачкались портреты монархов, что вызывало недовольство части монархически настроенных людей. Продажа марок была прекращена, после чего они стали очень популярны на «черном рынке». Позднее марки были вновь введены в обращение, но это событие прошло практически незамеченным на фоне потрясений Первой мировой войны.

d6b7f6fbd95592fed4d61c001aefe24f.png.d498baccce3fbfd8b4da003eb3d9c920.png

И. Я. Билибин. Эскиз юбилейной марки номиналом 1 коп. 1910 г.

14045687_550319225161270_5195011307269345182_n.png.a36587b6e4a8004d23c87b0f0dbdd439.png

И. Я. Билибин. Эскиз юбилейной марки номиналом 7 коп. 1910 г.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На советских деньгах мог появиться портрет террориста-народовольца.

В экспозиции «История денег» представлены не только банкноты и монеты, находившиеся в обращении в тот или иной исторический период, но и проекты денежных знаков, которые не были утверждены, и увидеть которые было до сих пор практически невозможно. Среди них проекты банкнот с портретами революционеров П. А. Алексеева и С.Н Халтурина.
Портреты исторических деятелей можно увидеть на бумажных деньгах многих стран мира. В дореволюционной России портреты великих князей, царей и императоров впервые появились на кредитных билетах в 1866 году. Революционный 1917 год поставил крест на этом обычае. Однако уже в 1923 году на советских монетах и банкнотах появились обезличенные изображения крестьян, рабочих, красноармейцев. 
А через год, в 1924 году, возникла идея поместить на банкноты портреты реальных исторических персонажей. Именно тогда художником В.К. Куприяновым был подготовлен эскиз банкноты достоинством в 10 червонцев с портретом революционера П. А. Алексеева.
Петр Алексеев – один из первых русских рабочих-революционеров, пропагандист, произнесший в 1877 году свою знаменитую речь о грядущей революции. «Речь Петра Алексеева» стала одним из самых популярных революционных текстов и неоднократно переиздавалась. 
В следующем, 1925 году, появился проект казначейского билета 5-рублевого достоинства с изображением народовольца С. Н. Халтурина. 
Степан Халтурин в 1870-х годах был  рабочим-пропагандистом, принимал участие в организации «Северного рабочего союза». Вскоре стал народовольцем. Устроившись столяром-краснодеревщиком в Зимний дворец, Халтурин организовал взрыв в императорской столовой с целью убить Александра II. 5 февраля 1880 года взрыв сокрушительной силы унес жизни 11 человек, но император не пострадал. Халтурину удалось скрыться, но через два года он был казнен неопознанным за участие в убийстве прокурора Киевского окружного суда В. С. Стрельникова. После 1917 года Халтурин стал одним из символов российского освободительного движения. Его именем долгие годы называлась Миллионная улица, которая проходит около Зимнего дворца.  В 1923 году ему был поставлен памятник в Киеве, а через год был подготовлен проект купюры с его портретом. 
Проекты банкнот с портретами революционеров так и не были утверждены. Единственным реальным человеком, портрет которого был помещен на советские бумажные деньги, стал В. И. Ленин. Произошло это только в 1937 году. 

bf84d9f3cc6cd74d112dfd546b05fe18.png.1a6707d70fbbc89c80627325a9535fa3.png

94bdc5e94c9c19e8f9d9d1e0a189baff.jpg.67c717b43fee94c5f8042d0b0f8f99cf.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Технологии сделали доступнее «константиновский рубль».

Посетители экспозиции «История денег» могут увидеть одну из редчайших и таинственных российских монет – «константиновский рубль». Сегодня в мире точно известно местонахождение лишь трёх «константиновских рублей» - по одному в собраниях Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея в Москве и Смитсоновского института в Вашингтоне. Ещё несколько экземпляров находятся в частных коллекциях. А в Аннинском кавальере Петропавловской крепости представлено созданное с помощью современных технологий 3D-анимации псевдо-голографическое изображение «константиновского рубля», выполненное с подлинной монеты из Эрмитажного собрания.  Для его демонстрации используется виртуальный стенд – промовизор, при помощи специальной оптической схемы создающий иллюзию объёмного изображения.
«Константиновский рубль» возник в результате династической коллизии, создавшейся после смерти императора Александра I в 1825 году. Наследовать престол должен был следующий по старшинству брат – великий князь Константин Павлович. Однако он отрёкся от престола за два года до этого в пользу младшего брата Николая. Императорский манифест об этом был сохранён в тайне. В результате возник двухнедельный период междуцарствия, закончившийся восстанием декабристов – вооружённым выступлением гвардейских частей на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Принесение присяги новому императору сопровождалось спешным изготовлением монет с его портретом. При этом следует учитывать, что до этого почти тридцать лет портрет государя на монетах не изображался, а изготовление пары штемпелей занимало неделю рабочего времени. Считается, что инициатива столь поспешного выпуска новых рублей принадлежала министру финансов Е. Ф. Канкрину. Работа над новыми монетами с портретом несуществующего императора продолжалась вплоть до 14 декабря 1825 года – дня присяги императору Николаю I и поражения восстания на Сенатской площади.
История чеканки «константиновского рубля» держалась в секрете. Первые сведения о пробных рублях с изображением императора Константина стали появляться в конце 50-х годов XIX века, а в 1879 году опечатанный ящик с монетами был вскрыт, и «константиновский рубль» перестал быть тайной. В течение последующих 130 лет споры об этой монете не утихают, а сама она стала самой знаменитой монетой императорской России.
«Константиновский рубль» – монета номиналом 1 рубль, выпущенная на Санкт-Петербургском монетном дворе. Она изготовлена из серебра и имеет диаметр 35 мм. Известны экземпляры как с оформленным, так и с гладким гуртом. Особенностью монеты является нетипичное для российских монет того времени «медальное» соотношение сторон – изображение на аверсе стыкуется с верхом реверса.

06516a5f40ec26eccf9492e821f2c703.jpg.9ba6a9f462240cf5aa76dcdc55aa4220.jpg

f4600d007b9125896d4067dd6043e8d6.jpg.38882ceb7dcc4ef0126e8f0a1b3d03ba.jpg

50bc047542cfd3a2c6b6581d7b7081ff.jpg.949398ad3d0ea7b1ab802331bf0cb2e4.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Набор монет 1958 года

post-29635-0-12873100-1472645628.jpg.8d4695f2d369b2245529a16b89f74d61.jpg

post-29635-0-15766700-1472645644.jpg.2bff7aa8bdc309be96d53b28112dc296.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поддельные кредитные билеты.

post-29635-0-03104100-1472646709.jpg.dab0ac4a115b023e73f6e55a11f80991.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как мог бы выглядеть реверс коронационного рубля Николая II.

post-29635-0-04556400-1472647996.jpg.a78f92c5cdc31f39865fd2e956ebc1a3.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Один из самых удивительных предметов, представленных в экспозиции «История денег», - штемпель пробного рубля 1827 года с портретом императора Николая I. Этот рубль не был отчеканен – императору не понравилась «отрубленная голова». Очередная попытка вернуть портрет монарха на монеты завершилась тогда неудачей.
Портретные изображения правящего монарха исчезли с российских общегосударственных монет массовой чеканки при императоре Павле I. Портретов не было и на монетах преемников Павла – Александра I, Николая I, Александра II. На протяжении XIX века предпринимались неоднократные попытки убедить императоров вернуть портрет на монеты. Знаменитый рубль Константина 1825 года – следствие одной из таких попыток. Менее известен другой рубль – с портретом императора Николая I, датированный 1827 годом.
Если посмотреть на эту монету, то окажется, что ее рисунок очень похож на «константиновский рубль». Традиционно обе монеты связываются с именами двух человек: министра финансов Е. Ф. Канкрина и медальера Санкт-Петербургского монетного двора Я. Я. Рейхеля. Вероятно, именно Рейхель был автором рисунков обеих монет. 
Рубль 1827 года Николай I не утвердил. В литературе есть упоминания, что императору очень не понравился этот проект, так как ему показалось, что его голова, изображенная на рубле, отрублена. Но это – только легенда. Бесспорно одно: в 1827 году ни одной такой монеты отчеканено не было, поскольку штемпели не были закалены. Император знакомился с монетой по оловянным оттискам. 
Через полстолетия, в 1879 году, штемпели были закалены. Произошло это по просьбе крупнейшего коллекционера русских монет – внука Николая I, великого князя Георгия Михайловича. Августейшему коллекционеру не могли отказать, и закаленными штемпелями отчеканили некоторое количество монет – новоделов. Штемпели же продолжали храниться на Петербургском  монетном дворе. 
Сегодня штемпели пробного рубля 1827 года представлены в экспозиции «История денег» ВЦ «Монетный двор». Есть здесь и рубль-новодел, отчеканенный по просьбе Георгия Михайловича в 1879 году.
А портрет правящего вернулся на российские золотые и банковые серебряные монеты только в 1886 году – уже при императоре Александре III, правнуке императора Павла.

78e37803bd850985e3f51976a1b00b89.png.6878a7cfe54f091f15528f3bc8098f47.png

f2ec3762ca0411a0e3261a11ad41583c.JPG.cddde32d457ea0d87550784267c29b80.JPG

34bdc48c6d610fbadb9050d63bded382.png.900a58f3322eb8b0542972ed21c39a07.png

Новодел пробного рубля 1827 года: https://www.raritetus.ru/stoimost-monet/carskie-monety/nikolaj-i/probnye/1-rubl-1827-spb-ng-probnyj-15784/

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Копилка рубль бережет.

Главная часть экспозиции «История денег» - это, конечно, сами деньги: монеты и банкноты самых разных эпох. Однако выставлена здесь и коллекция предметов, связанных с повседневным использованием денег, в частности – коллекция копилок.
В XVI – XVIII веках, когда в обращении были «проволочные» копейки, для их хранения использовали кубышки – особые керамические сосуды, похожие на миниатюрный кувшин с очень узким горлышком. Часто горлышко у кубышки, наполненной монетами, заливали воском и прятали в надежном месте. После появления крупных круглых монет, кубышки уступили место большим сосудам – бочкам, горшкам и т.п. 
В XIX веке для хранения монет использовались копилки самых разных типов – как правило, деревянные и металлические. Часто они были очень необычной формы. Например, в США в 1860-х – 1880-х годах делались копилки в виде сидящего человека в костюме с прорезью для монеты в кармане жилета. Если монету кинуть в прорезь, человек кивает головой. Такая копилка есть в экспозиции.
В начале XX века стали популярными копилки с символикой разных кредитных обществ. Есть предположение, что такие копилки вручали тем, кто становился их клиентом. У таких копилок две прорези – одна в виде щели с подписью «для монет», другая – в виде круглого отверстия с подписью «для бумажек». Банкноту нужно было скрутить и аккуратно просунуть в отверстие. Копилка закрывалась с помощью особого ключика, который часто терялся.
Интересны копилки, делавшиеся в начале XX века на варшавской фабрике «Труд» (Польша тогда входила в состав России). Они снабжены особым устройством, благодаря которому можно было узнать, сколько в ней денег. Владелец копилки мог кинуть туда монету только повернув особый рычажок. Как только он его поворачивал, в особом окошке менялась цифра, обозначающая количество денег. Недостатком таких копилок было то, что в них можно было опустить монеты только одного номинала – 20-копеечники («двугривенные»). Несмотря на то, что эти копилки выполнены в форме несгораемого шкафа, материал, из которого они сделаны, непрочен – это силумин, сплав алюминия с кремнием.
После Октябрьской революции, в годы НЭПа, появились агитационные копилки. В 1927 году, к 10-летию Октября, выпустили копилки, средства от реализации которых шли на борьбу с беспризорностью. В те же годы появились копилки с агитацией Сберегательных касс. Фактически это были возродившиеся копилки кредитных обществ начала XX века.
Использовались деревянные, фаянсовые, керамические, а позже – пластмассовые копилки. Часто они были сделаны так, что достать из них монету можно было, только разбив копилку.
В экспозиции «История денег» есть копилки XIX – первой половины XX веков. Встречаются они сейчас редко (хотя когда-то были очень популярны) и представляют собой яркую черту быта прошлых эпох.

3bfc9624fdb8eedbcc4453a04eeb4860.jpg.6bae02eb8a1b64e023bd4f5c10d10865.jpg

0828d2e3efe28763a826d07caacb1869.jpg.7e58998ddf4d0403f74b53aefc43d5e6.jpg

3ab405c23cc38bf028e39c98b0720f87.jpg.8e985b218b8601672e597faad91664a9.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эпоха меди

Интересная коллекция медных пятаков эпохи Екатерины II представлена в экспозиции «История денег». Здесь можно увидеть продукцию всех шести монетных дворов, где эти монеты выпускались.
Долгое царствование Екатерины II (1762 – 1796) – это время господства медной монеты, в первую очередь – громоздких пятикопеечников с двуглавым орлом на одной стороне и вензелем императрицы на другой. 
Их чеканка приносила государству огромный доход. Медь была нужна для обеспечения размена бумажных денег, которые начали выпускать в те же годы.
В 1770-х годах ежегодные тиражи пятаков только на Екатеринбургском монетном дворе достигали пятидесяти миллионов штук – это около 2,5 тысяч тонн меди. До наших дней дошли многие тысячи этих монет. 
Для чеканки такого количества денег нужна была мощная производственная и сырьевая база. Количество монетных дворов, чеканивших медную монету, тогда резко возросло.
Самыми загруженными были Екатеринбургский и Колыванский дворы. Последний находился в селе Сузун, на территории современной Новосибирской области. Почти десять лет работал монетный двор в селе Аннинском Пермской губернии. Эти дворы были основаны недалеко от мест добычи медной руды и работали «водяною силою». Но медяки чеканили в Петербурге, в Москве, на Сестрорецком оружейном заводе. 
В 1787 году медные монеты начали чеканить в Феодосии. За несколько лет до того Крым был присоединен к Российской империи, и чеканка монет преследовала более декларативные цели – их тиражи были небольшими.
Как разобраться, на каком монетном дворе отчеканен медный пятак? Достаточно расшифровать буквы под лапами двуглавого орла на лицевой стороне. Пятаки с буквами «ЕМ» - продукция Екатеринбургского двора; «КМ» - Колыванского; «АМ» - Аннинского; «СМ» - Сестрорецкого; «СПМ» и «ММ» - Петербургского и Московского. Наконец, самые редкие монеты помечены знаком «ТМ» и отчеканены в Феодосии. 
Монеты всех этих дворов, представленные в музее Гознака - яркие памятники «эпохи меди» в монетном деле дореволюционной России. В наше время российскую монету чеканят только на двух монетных дворах – в Петербурге и Москве, но традиция помещать на монеты их опознавательные знаки сохранилась.

c2437d080d65145b2bfbea4fdf1626ce.jpg

Пять копеек 1763 г. Санкт-Петербургский монетный двор

230bfaf18c2143c314ec656791f10b91.jpg

Пять копеек 1788 г. Таврический монетный двор

ccf42c150bc7ff9eb3c4e74bc87eeb28.jpg

Пять копеек 1793 г. Екатеринбургский монетный двор

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас