Moderator

Клады позднего периода древней Руси

1 сообщение в этой теме

В кладах XI—XIII вв. находят, как правило, драгоценности, при­надлежавшие представителям феодальной верхушки. Воз­можно, некоторые предметы носили и женщины, и муж­чины, ведь пышные бармы или шейные гривны могли служить не только украшениями, но и знаками достоинства.

Среди ювелирных изделий, попавших в клады, часто встре­чаются колты. Способ ношения этих женских украшений не совсем ясен. Пожалуй, единственным свидетельством того, как выглядела женщина в головном уборе, украшен­ном колтами, является фреска Боянской церкви (1259 г.) в Болгарии с изображением севастократора Калояна и его жены Десиславы. У её висков на цепях или лентах подве­шены большие колты. Эти детали головного убора кре­пились к нему при помощи цепей — рясен. Если колты представляли собой золотые подвески, расцвеченные пере­городчатой эмалью, то и рясна к ним делались в виде цепи из золотых медальонов, выполненных в той же технике. Подобный ювелирный гарнитур из двух золотых колтов и цепи рясен сохранился в кладе из старой киевской Десятинной церкви.

 

klad-1.jpg

Клад серебряных денежных гривен из Михайловского Златоверхого монастыря. Найден в 1907 г. Киев. II-ХIII вв.

Более обычны в кладах серебряные колты с фантастическими зверями на черневом фоне или чернённые по гравировке. Особо интересны среди них массивные подвески с обнизью из крупных полых шариков Святозерского клада, на кото­рых по сторонам плетёнки выгравированы парные драконы. Колты, украшенные зернью и сканью, присутствуют и в кла­дах Владимира, Старой Рязани, Твери. Серебряные чернё­ные колты подвешивались к головному убору на цепочках из мелких деталей — колодочек, а зернёные колты — при помощи рясен, также орнаментированных зернью и ска­нью. Золотые и серебряные трёхбусинные височные кольца входили в парадный женский убор — их носили у висков по нескольку штук с каждой стороны.

Нередко в тайниках находят трёхбусинные полукольца с закру­ченными в трубочки концами. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что ими отделывали очелье — валик, проходивший поверх головного убора женщины.

Нагрудными украшениями служили шейные гривны, по преимуществу витые, а также различные ожерелья, состо­явшие из разнообразных (часто криновидных) подвесок, серебряных бус, крестиков.

 

klad-7.jpg

Серебряные височные трёхбусинные кольца.

Замечательно и неповторимо убранство суздальского оплечья, представляющего собой часть парадного облачения боя­рина или даже князя (бармы). Оно состоит из шести сереб­ряных позолоченных медальонов и двенадцати серебря­ных овальных бус, орнаментированных тончайшей сканью и зернью. По черневому фону пяти медальонов выграви­рованы процветшие кресты и розетки, на одном изобра­жён юный мученик с крестом в правой руке. Возможно, во Владимирском кладе (1837г.) также находились бармы — остались медальоны и бусы, несколько напоминающие суз­дальское оплечье.

Судя по уцелевшим в кладах находкам, большого мастерства достигли древнерусские мастера в изготовлении различ­ных браслетов. Чаще других встречаются витые браслеты, на концы которых напаивались пластины миндалевидной формы с черневым узором в виде кринов. Однако верхом совершенства представляются двустворчатые браслеты- наручи, покрытые тончайшей гравировкой, позолотой и чернью. Древнерусские ювелиры научились делать такие браслеты по византийским образцам, почти полностью пов­торив их устройство, но притом создав совершенно оригинальные произведения. На браслетах изображены фан­тастические существа, птицы, плясуньи, гусляры, нередко заключённые в арочки из сложного плетёного или раститель­ного орнамента. Широкие браслеты — наручи являют собой яркую иллюстрацию живучести на Руси языческих традиций, гонимых, но тщательно оберегаемых в народе и нашед­ших своё воплощение в прикладном искусстве. Не случайно столь часто на них гравировались троичные крины. Помимо изящных и тонких по манере исполнения столичных нару­чей уцелели и двустворчатые браслеты, явно сделанные в мелких провинциальных мастерских, где тоже работали по золоту и серебру. Подобные изделия представлены брас­летами с изображением птиц (клады Любеча, Черниговс­кая область, и Романова, Могилёвская область). Птицы на них неказистые, с приземистыми фигурами, явно выпол­нены неумелой рукой.

 

klad-2.jpg

Браслет-наруч. Владимирский клад. Найден в 1896 г. ХII-ХIII в.

Перстней встречается сравнительно немного, в основном кольца с полыми щитками различной формы, украшенные грави­ровкой, чернью и черневыми узорами в виде кринов, рас­тительных побегов, птиц и зверей.

Однако в кладах находят не только украшения. Любопытно, что в момент опасности люди прятали и дорогие парадные одежды. В земле сохранились остатки воротников, лент, нашивавшихся на платья, очелий и даже фаты. Большин­ство из них сработаны из шёлка, некоторые затканы или вышиты золотными нитями, расшиты серебряными позо­лоченными или с перегородчатой эмалью бляшками, деко­рированы бисером и жемчугом. Все эти предметы одежды оказались в тайниках отнюдь не случайно, ведь ткани, из которых они шились, были очень дороги — их привозили на Русь из Византии, Испании, Ирака и Средней Азии.

Конечно, люди пытались укрыть немалое количество монет. Если для ранних кладов довольно обычны восточные монеты — дирхемы, то в XI—XIII вв. вместо них закладывали денеж­ные слитки — гривны. Один из наиболее значительных по числу таких слитков клад был найден в ограде Михайловс­кого Златоверхого монастыря (Киев, 1907 г.). В большом сосуде с ручкой находилось 56 серебряных слитков: 53 ром­бической формы и три в виде палочек.

Источник

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу