Moderator

Техника перегородчатой эмали в древней Руси

1 сообщение в этой теме

Именно предметы, превосходно сохранившиеся в кладах, лучше всего представляют творческие достижения древнерусских ремесленников и их технические возможности. Древние мастера прекрасно владели всеми приёмами обработки металла, прежде всего драгоценных металлов — золота и се­ребра. Им были знакомы не только литьё, ковка, пайка, витьё, но и более совершенные приёмы — техника перего­родчатой эмали и чернь.

Эмальерное дело возникло в Киеве во второй половине XI в. и достигло своего расцвета в середине XII в. Техника пере­городчатой эмали происходит из Византии. Однако русские умельцы создали свои, очень своеобразные произведения. Выбор сюжетов, разработка необычных композиций из пар­ных птиц или сиринов по сторонам древа жизни, использо­вание образов святых для украшения колтов и барм — всё это появилось только в русском уборе. Техника перегород­чатой эмали, применяемая по преимуществу на изделиях из золота, отличалась необычайной сложностью и требовала от мастера большого умения. Для изготовления предмета на тонкой золотой пластине оттискивали углублённый контур будущего изображения. Внутри него напаивались тонкие золотые нити, образовывавшие перегородки. Лоток с пере­городками заполнялся стеклянными массами разных цветов и обжигался в печи. Помимо распространённых синей, красной, белой и зелёной эмалей, использовались также пурпурная, голубая и темно-жёлтая. Завершалась работа тщательной полировкой готового изделия.

 

klad-6.jpg

Золотые колты с парным изображением сирина, выполненным в технике перегородчатой эмали. Клад из ограды Михайловского Златоверхого монастыря, Киев. Найден в 1887 г. Первая половина XII в. ГРМ.

В технике черни чаще всего декорировали серебряные колты, браслеты-наручи, медальоны от барм и перстни. Украша­лись предметы чернью по-разному: ею или подчёркивали контур узора, прочерченного глубокой гравировкой, или создавали фон, чтобы ярче проступал рисунок. В послед­нем случае на пластине вручную выбирали углубление под фон, которое специально обрабатывалось резцом для луч­шего сцепления металла с черневой массой. Порошок черни заполнял углубление, затем вещь обжигалась в печи, и чернь прочно соединялась с основой. Чернёные украшения появи­лись на Руси довольно рано, расцвет этой ювелирной техники пришёлся на XII в., когда она существовала одновременно с перегородчатой эмалью. Однако если золотой убор, отде­ланный эмалью, надевали с парадным облачением, то сереб­ряный с чернью носили и в повседневной жизни. Именно потому в нём ярче отразилось народное искусство, черпав­шее образы и сюжеты из языческой древности.

 

klad-8.jpg

Литые перстни из свинцово-оловянистого сплава. Новгород. Вторая половина XII в. ГИМ.

Исстари широко употреблялась на Руси и скань. Эту ювелир­ную технику мастера изобрели, обратив внимание на свой­ство драгоценных металлов вытягиваться в тонкую ковкую нить. Скань могла быть как накладной, так и ажурной, если сами проволочки образовывали каркас изделия. Напри­мер, в трёхбусинных височных кольцах сложные ажурные бусины буквально сплетены из металлических нитей. Сканые узоры украшают многие колты, полукольца и рясны. Скань часто дополняется зернью из золота или серебра, напаянной на гладкую поверхность предмета или сканые колечки. Особенно нарядно смотрелись лучевые колты с по­верхностью, покрытой правильными рядами плотно поса­женных нескольких сотен зёрнышек металла.

Удивительное искусство древнерусских мастеров, сложные тех­нические приёмы, которыми они владели, не были утра­чены, несмотря на огромные разрушения, обрушившиеся на Русь с приходом монголо-татар, и через десятиле­тия возродились с новой силой.

Источник

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас