Moderator

Дикарь на золотых и серебряных монетах

1 сообщение в этой теме

Вильдерман — Дикарь, добрый великан, гигантский горный дух, был наряду со скачущим конёмегеря Раммеля излюбленным изображением на монетах герцогов Вельфов, курфюрстов Брауншвейг-Люнебург-Ганновера и герцогов Брауншвейг-Вольфенбюттельских. Впервые он появился на талерах и полуталерах герцога Генриха Младшего Брауншвейг-Вольфенбюттельского (1514-1568) в 1539 году и просуществовал на монетах Вельфов в течение двух с половиной веков. Мы видим его на больших и малых серебряных монетах, на некоторых золотых и часто, в XVIII веке, на медных пфеннигах. На золотых и серебряных монетах Дикарь изображался на аверсе или реверсе, на медных — всегда на аверсе. За небольшими исключениями, Дикарь изображался на всех монетах, чеканенных на монетных дворах Гарца. Он стал широко известным символом горы Гарц. Исключением являются некоторые золотые монеты, которые чеканились в Брауншвейге и некоторые серебряные монеты Вольфенбюттеля. На монетах горный дух обычно изображен стоящим со стволом дерева или елью в руке. Иногдаон держит герб, иногда держателями герба изображались два Дикаря.

 

big.jpeg

Эрфурт. Гюнтер XLII, 1586-1643. Талер, 1603. Стрелковый фестиваль. Держатели герба дикарь и дикарка.

За долгое время существования, изображение дикаря подвергалось существенным изменениям. Искусство является общим выражением сущности своего времени. При изготовлении штемпелей для чеканки монет, художники следовали веяниям времени и предпочтениям суверена. Изображения на монетах разных периодов чеканки, следовательно, выполнены в разных стилях.

Дикарь олицетворяет собой стихию, сказочно красивую, богатую природными богатствамигорную местность. Фольклористы Гарца говорят, что он является легендарной фигурой,олицетворяющей горы Гарц. Сказание о диком человеке было принесено в 1500 году, в началевторого периода добычи руды в Гарце, приезжими шахтерами из Рудных гор. По местнымпреданиям, саксонский герцог Генрих Лев дважды разрушал королевские шахты в Раммельсберге около Гослара и принадлежащие этим шахтам строения в 1168 году, и особенно основательно, в 1180 году. В результате этого многие шахтеры Гарца покидали родину и уходили в Рудные горы, где 1168 году были открыты богатые серебряные рудные залежи, возле которых позже возник город Фрейберг. Там требовались опытные шахтеры. В 1173 году маркграф ОттоМейсенский совершил поездку в Гослар, где набирал шахтеров для работы в Гарце. С пришлыми шахтёрами истории о Дикаре, вероятно, попали в Рудные горы.

В 1539 году появилась возможность поместить изображение дикого духа горы на монетах, серебро для чеканки которых было добыто в рудниках Гарца. Полувеком ранее это было быневозможно. Примерно в 1500 году началось новое движение в культуре. Духовные течениягуманизма и Реформации изменили жизненный мир и внутреннее отношение западноевропейского человека. Великие открытия изменили, казалось бы, статическое изображение Земли. Одновременно, развитие печати обеспечило всеобъемлющеераспространение знаний и образования. Средневековье заканчивалось. Художники периодапозднего средневековья, рисующие в готическом стиле, никогда бы не получил заказ и никогда бы не осмелились поместить на монете изображение горного духа, символ языческогосуеверия. На монетах того времени было место только для изображений Христа, крестов,святых, портретов правителей, гербов и прочих символов господства, иногда церковныхатрибутов. Человек нового времени обращался в интеллектуальной и художественной области к античному образу жизни. Религиозные связи были ослаблены. В эпоху Возрождения природа стала объектом изобразительного искусства. В то время древняя мифология стала одной из тем в изобразительном искусстве. С тех пор больше не было причин не изобразить фигуру из местной мифологии на монетах. Художникам пригодилось в работе то, что с двадцатых годов XVIвека в Гарце были распространены большие серебряные монеты, подходящие для нанесения детальных изображений. Талеры Вольфенбюттеля с 1539 года имели диаметр около 41 мм.

Согласно легенде, Дикарь — мощный гигант. Он имеет длинную густую бороду и носит только набедренную повязку из сосновых или еловых ветвей, иногда в дубовом венке. На голове носит шапку изо мха. В одной руке, вместо оружия, Дикарь держит выкорчеванное дерево, которое может быть лиственным или хвойным.

Изображение на монетах 1539 года несколько отличается от этого описания. Дикарь полностью без одежды, имеет волосы по всему телу, густую шевелюру и лохматую бороду.  В правой руке горный дух держит ствол дерева с ветвями и корнями. В поднятой левой руке у него кусок руды,рудный штуф, как говорят шахтеры. Он имеет устрашающий вид. С появлением Дикаря связано начало горнодобывающей промышленности Гарца. Согласно легенде, он был хранителем серебряных сокровищ горы. Шахтеры верили, что пока он был жив, то мог сделать рудные жилы пустыми, не содержащими серебра. Согласно легенде, в начале XVI века в горах Гарц шахтеры увидели дикого человека, он был ими ранен и взят в плен, но потом дикарь умер от ран, а в том месте, где он был пойман, шахтеры нашли большие залежи серебра. В этом месте был основан город, названный в честь дикаря – Вильдеман.

 

big.jpeg

Нижняя Саксония, Брауншвейг-Люнебург-Вольфенбюттель. Генрих Младший, 1514-1568. Талер, 1552. Рейхенберг. 28,78 г.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Генрих Юлий, 1589-1613. Талер, 1591. Гослар. 28,74 г.

 

big.jpeg

Нижняя Саксония, Брауншвейг-Люнебург-Вольфенбюттель. Генрих Юлий, 1589-1613. Лживый талер, 1596. Гослар. 28,97 г. Из сатирической серии.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Генрих Юлий, 1589-1613. Талер, 1598. Гослар.

 

big.jpeg

Нижняя Саксония, Брауншвейг-Люнебург-Вольфенбюттель. Генрих Юлий, 1589-1613. Талер, 1602. Целлерфельд. На смерть матери герцога Гедвиги Бранденбургской 21 октября 1602 года. 28,9 г.

Герцог Генрих Младший чеканил первые монеты с Дикарем в монастыре Рейхенберг на западной окраине города Гослар. Этот монастырь достался ему в результате Хильдесхаймской вражды в 1523 году. В 1552 году он перенес монетный двор в принадлежащий монастырю Витусхоф в Госларе. Там его сын и преемник, Юлий Брауншвейг-Вольфенбюттельский (1568-1589) с 1569 по 1588 годы чеканил двойные талеры, талеры и их кратные с необычным изображением Дикаря. В левой руке он держит ствол дерева, в правой руке несет горящую свечу. Эти монеты известны как лихтталер. Смысл изображения не выяснен. Будучи очень набожным, герцог, возможно, хотел наглядно показать своим подданным, что Евангелие - это свет мира. Это, несомненно, было странное сочетание существа из языческих легенд схристианской верой. Также горящая свеча служила хорошей иллюстрацией девиза герцога: «ALIIS INSERVIENDO CONSVMOR» (Светя другим, сгораю сам; служа другим, расточаю себя). На некоторых лихтталерах герцогский герб на аверсе монеты держат два дикаря.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Юлий, 1568-1589. Лихтталер, 1582. Гослар.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Юлий, 1568-1589. Лихтталер, 1585. Гослар.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Юлий, 1568-1589. Лихтталер, 1587. Гослар.

На другом типе монет, чеканившихся в последние годы жизни герцога Юлия, Дикарь изображён рядом с прыгающим конём. В левой руке Дикарь держит подсвечник с горящей свечей, в правой руке у него дерево. На левой руке, под подсвечником, висят череп, песочные часы и очки. Считается, что Юлий хотел показать этими предметами необходимость познания правильной веры и бренность всего земного. Существуют различные типы этих аллегорических брилленталеров, их двойные и кратные номиналы. Они чеканились в Госларе и Вольфенбюттеле.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Юлий, 1568-1589. Брилленталер, 1586. Гослар.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Юлий, 1568-1589. 1/2 брилленталера, 1588. Гослар.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Юлий, 1568-1589. Талер, 1589. Генрихштадт. На смерть герцога 3 мая 1589 года. 29 г.

 

big.jpeg

Герцогство Померания-Штеттин. Филипп II, 1606-1618. Двойной талер, 1617. Штеттин. Монета в честь панихиды по герцогу Георгу III, брату герцога Филиппа II, 26 мая 1617 года. 58,6 г.

У герцога Генриха Юлия Брауншвейг-Вольфенбюттельского (1589-1613) не раз возникали раздоры с поместным дворянством. По этому поводу, с целью завоевания сторонников своей политики, герцог отчеканил серию сатирических талеров. На первом талере сатирическойсерии, «бунтарском талере», чеканенном в 1595 году, Дикарь изображен с собакой, лижущей нижнее острие копья, которое держит Дикарь. На реверсе монеты — Корей и все его сообщники (намек на хореитов-идумеев Ветхого завета, которые, примкнув к иудеям, претендовали на роль жрецов, за что носители жреческой власти пригрозили навлечь на них Божью кару). Этой монетой было закончено использование образа Дикаря в аллегорических сценах.

 

big.jpeg

Нижняя Саксония, Брауншвейг-Люнебург-Вольфенбюттель. Генрих Юлий, 1589-1613.Ребелленталер, 1595. Гослар. 28,91 г.

Уже в 1594 году, монетный двор Гослара чеканил талеры и кратные талеру номиналы (1/2 и 1/4) с Дикарём в его традиционной роли простого горного духа со стволом дерева в правой руке.

В 1600 году был построен новый Брауншвейг-Вольфенбюттельский монетный двор в Целлерфельде в Верхнем Гарце. Он использовал образ Дикаря на своих монетах вплоть до закрытия в 1791 году. С 1635 года он работал как общий монетный двор для всех династических линий Брауншвейг-Люнебурга. Примерно в одно время с Целлерфельдом, монеты с Дикарём начали чеканить на монетном дворе Андреасберга.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Каленберг-Ганновер.Георг II Вильгельм, 1648-1665. Талер, 1649. Целлерфельд. 28,93 г.

На монетах Целлерфельда и Андреасберга Дикаря изображали так, как его описывают в легендах. Он носит аккуратную набедренную повязку из сосновых ветвей и шапку изо мха или еловых веток. Тело покрыто волосами. Борода длинная, прямая, усы не выглядывают за пределы лица. Телосложение крепкое, немного неуклюжее. Правой рукой он держит дерево. Возле него растут красивые цветы или травы. Форму бороды можно объяснить тем, что гравер хотел немного модернизировать образ Дикаря. Во второй половине XVI века в Германии был в моде испанский костюм с бородкой эспаньолкой и усами. Такие бородки были в моде и в первых десятилетиях XVII века. Их можно увидеть на портретах князей на монетах и картинах того времени. Так как горный дух не мог быть без длинной бороды, гравёры довольствовались тем, что рисовали модную бороду, похожую на козлиную. Усы же изображали соответствующего для такого существа размера.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Люнебург. Кристиан Людвиг, 1648-1665. Лёзер в 4 талера, 1665. Целлерфельд.  114,62 г.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Каленберг. Иоганн Фридрих, 1665-1679. Талер, 1666. Целлерфельд. 28,71 г.

С 1653 по 1666 год герцогом Брауншвейг-Вольфенбюттельским Августом Младшим (1635-1666) в Целлерфельде чеканился талер с Дикарём особого рисунка. Дикарь изображался держащим горизонтально перед собой вырванную с корнем пихту, которая напоминает метлу. Такой вид Дикаря на монете получил в Германии презрительное прозвище «дворник». Добрый великан подметает лес для герцога, говорили немцы про эту монету. Эти монеты называли талер с дворником.

 

big.jpeg

Нижняя Саксония. Герцогство Брауншвейг-Люнебург-Вольфенбюттель. Август Младший, 1635-1666. Талер, 1661. Целлерфельд. Талер с дворником. 29,04 г.

В 1657 году герцог Август ещё раз изменил изображение. Теперь слева от Дикаря появляется ель, которую он обеими руками держит за изогнутые ветки, похожие на веревки. Этот рисунок сохранился на монетах и во время совместного правления сыновей герцога, Рудольфа Августа и Антона Ульриха (1685-1704).

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Рудольф Август, 1666-1685. Талер, 1684. Целлерфельд. 29 г.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Люнебург-Вольфенбюттель. Рудольф Август, 1666-1685. 24 мариенгрошена,серебро, 1675. Целлерфельд.

Во время совместного правления Рудольфа Августа и Антона Ульриха появился ещё один вариант изображения Дикаря. На талере, половине и четверти талера изображены два Дикаря, обнимающих два сплетенных лиственных дерева, растущих между ними.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Рудольф Август и Антон Ульрих, 1685-1704. Талер, 1687. Целлерфельд. 46 мм, 29,34 г.

На монетах князей из дома Люнебург (Каленберг-Ганновер-Целле) Дикарь всегда изображался с деревом в правой руке. Вольфенбюттельские герцоги, правящие после Антона Ульриха, всегда изображали Дикаря с сосной в левой руке. Так, на первый взгляд, можно легко определить происхождение монет.

В последней четверти XVII века в искусстве появилось новое направление: стиль барокко.Живопись и скульптура отошли от традиционных пропорций, и акцент в изображениях делался на эмоциональность и декоративность. Новый стиль повлиял и на изображение Дикаря. Теперь он не выглядит, как неотесанный, неуклюжий подмастерье. После 1700 года мы видим на монетах мускулистую фигуру тяжелоатлета, однако фигура Дикаря выглядит соразмерно. С середины XVII века волосы на теле Дикаря исчезают. Теперь ценилась не только естественность образа, но и привлекательность формы, эстетика.

 

big.jpeg

Нижняя Саксония. Герцогство Брауншвейг-Люнебург-Каленберг-Ганновер. Георг Людвиг, 1698-1727. Талер, 1712. Целлерфельд. 29,29 г.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Люнебург-Каленберг-Ганновер. Георг I, 1714-1727. 2/3 талера, 1727. Целлерфельд.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Каленберг-Ганновер. Георг II, 1727-1760. Пфенниг (оттиск в золоте), 1734. Целлерфельд. 3,48 г.

 

big.jpeg

Нижняя Саксония. Брауншвейг-Вольфенбюттель. Август Вильгельм, 1714-1731. Талер, 1721.Целлерфельд.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Август Вильгельм, 1714-1731. 1/2 талера, 1725. Целлерфельд.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. АвгустВильгельм, 1714-1731. Пфенниг (оттиск в золоте), 1726.Целлерфельд. 3,46 г.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Людвиг Рудольф, 1714-1735. 1/2 дуката, 1726. Брауншвейг. 1,74 г.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Людвиг Рудольф, 1731-1735. Дукат, 1733. Брауншвейг. 3,46 г.

В эпоху барокко, времени париков, мужчины не носил бороды. Образ Дикаря не вписывался в новое направление моды. Однако Горный дух сохранил свою бороду, только она стала немного короче. Ель постепенно становится единственным отличительным дополнением. Она становится тонкой и имеет симметричные ветви. На ганноверских монетах в большинстве случаев изображаются ветки только с одной стороны ствола. У ног Дикаря изображались крошечные ели, которые должны были символизировать горы Гарц.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Каленберг-Ганновер. Георг II, 1727-1760. 1/6 талера, 1742. Целлерфельд

 

big.jpeg

Брауншвейг-Люнебург-Каленберг-Ганновер. Георг III, 1760-1820. 2/3 талера, 1783. Целлерфельд.

На монетах Брауншвейга, отчеканенных в Целлерфельде из серебра рудников Гарца, в период с  1743 по 1761 год изображены два Дикаря, поддерживающих герб. Каждый из них держит свою ель.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Карл I, 1735-1780. Талер, 1745. Целлерфельд. Удачи и богатства руднику Лаутенталь.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Карл I, 1735-1780. Талер, 1748. Целлерфельд. Удачи и богатства руднику Регенбоген.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Карл I, 1735-1780. Талер, 1752. Целлерфельд. Доходности руднику Белый лебедь.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Карл I, 1735-1780. Талер, 1752. Целлерфельд. Доходности руднику Фридриха Августа Блейфилд.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Карл I, 1735-1780. Талер, 1752. Целлерфельд. Доходности руднику короля Карла.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Карл I, 1735-1780. Талер, 1752. Целлерфельд. Доходности руднику Благость Господа.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Карл I, 1735-1780. Талер, 1752. Целлерфельд. Доходности и удачи руднику Кроненбург. 29,09 г.

 

big.jpeg

Нижняя Саксония. Герцогство Брауншвейг-Люнебург-Вольфенбюттель. Карл I, 1735-1780. Талер, 1761. Целлерфельд. 29,15 г. Доходности руднику Благословение Божие.

Ближе к концу XVIII столетия стиль рококо, как финал стиля барокко, сменил классицизм.Произведения искусства уже не показывали грубую силу. Скульптура использовала формы и образцы античного искусства. Это опять привело к изменениям в облике Дикаря. На последних монетах Дикарь уже не выглядит силачом. Он изображен стройным, почти изможденным человеком в естественной позе. Это уже не дикий дух горы. Его дерево имеет очень тонкий ствол и упорядоченное расположение ветвей.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. 4 мариенгрошена, 1780. Целлерфельд.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Люнебург-Каленберг-Ганновер.Георг III, 1760-1820. 24 мариенгрошена = 2/3 талера1789. Целлерфельд.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Каленберг-Ганновер. Георг III, 1760-1820. 1/6 талера, 1794. Клаусталь.

К 1800 году чеканка монет с изображением Дикаря прекратилась. Последние монеты этого типабыли отчеканены для герцогства Брауншвейг при Карле Вильгельме Фердинанде в 1789 году в Целлерфельде, и для курфюршества Ганновер при Георге III в 1804 году в Клаустале. Однако, как щитодержатели, два Дикаря по-прежнему оставались на монетах некоторых герцогств.

 

big.jpeg

Пруссия. Фридрих Вильгельм II, 1786-1797. Талер, 1794.

 

big.jpeg

Брауншвейг-Вольфенбюттель. Вильгельм, 1831-1884. 10 талеров, золото, 1834. 13,24 г.

Источник

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас