Moderator

Антон Васютинский: автор последних царских и первых советских монет

3 сообщения в этой теме

Одним из ярких представителей русской медальерной школы является Антон Федорович Васютинский (1858 – 1935), проработавший на Петербургском – Петроградском – Ленинградском монетном дворе более сорока лет. Его работы соединяют две исторические эпохи: он был автором и последних царских, и первых советских монет и медалей.

 

Медалями и монетами Васютинского были отмечены многие события и памятные даты. В 1895 году ему доверили рисовать с натуры императора Николая II для создания эскизов монет и медалей. Николай писал в своем дневнике: «Было первое сиждение, пока меня рисовали и лепили со всех сторон одновременно: Репин, Антокольский и Васютинский. Это длилось больше часа – скука». Вскоре Васютинский создал штемпели коронационной медали и золотых и серебряных монет Николая II массового выпуска – последних портретных монет Российской империи.

 

Позднее Васютинский выполнил множество памятных медалей. Среди них медали к 200-летию Санкт-Петербурга, Кронштадта, Полтавской битвы. Он создавал медали, приуроченные к юбилеям различных организаций – министерств, обществ, гвардейских и армейских полков. Антон Васютинский был автором наградной медали «В память столетия Отечественной войны 1812 года».

После Октябрьской революции медальер вынужден был покинуть Монетный двор, где летом 1918 года начались классовые чистки. Два года он работал на дому, но в 1920 году вернулся на родное предприятие и проработал там до конца жизни, увековечивая достижения и юбилеи уже советской власти.

 

В начале 1920-х годов на Петроградском монетном дворе в преддверии готовившейся денежной реформы спешно началась чеканка первых советских монет. Их маточники поручили вырезать Васютинскому. Вскоре он же стал автором золотого червонца, впервые выпущенного в 1923 году. В фондах Гознака сохранились эскизы разных вариантов этой монеты работы Васютинского. Медальер предлагал несколько сюжетов: и вариант монеты с двумя фигурами – рабочего и крестьянина, и изображения рабочего на фоне плуга и серпа, и изображение одного крестьянина. Распространено заблуждение, что основой для окончательного варианта монеты послужила знаменитая скульптура Ивана Дмитриевича Шадра «Сеятель». Изображение сеятеля Щадра действительно появилось на советских деньгах – но только бумажных червонцах. Для окончательного эскиза новой советской монеты Васютинский использовал собственный сюжет, который был создан им для медали дореволюционной сельскохозяйственной выставки.

 

С 1924 года чеканились серебряные монеты номиналом один полтинник, созданные при участии Васютинского. Даже не очень внимательный зритель увидит сходство этой монеты с более ранней работой медальера – медалью «Геркулес убивает трехглавую гидру», выполненной еще в 1888 году и ставшей «визитной карточкой» художника. На советской монете Геракл превратился в рабочего, дубина в молот, а гидра – в наковальню.

 

За большой вклад в восстановление деятельности Петроградского монетного двора и организацию чеканки советских монет в сжатые сроки Васютинский в 1922 году был удостоен звания Героя Труда.

В начале 1930-х годов, когда серебряные монеты готовились заменить никелевыми, работу над ними поручили Васютинскому – самому опытному художнику Монетного двора. На одной стороне новых монет он поместил рабочего с молотом в руке, опирающимся на щит с обозначением номинала. На этих монетах впервые появилось полное название государства — «Союз Советских Социалистических Республик». Они чеканились в 1931 – 1934 годах. Ученик Васютинского Владимир Голенецкий вспоминал, что новые монеты не понравились лично Сталину – он хотел, чтобы «монета была настолько красивой и настолько четкой, чтобы и слепой мог ее читать». В результате уже в 1935 году их сменили монеты нового образца. В 1934 – 1935 годах Васютинский создал свои последние произведения: новый вариант ордена Ленина и значок ГТО.

 

Антон Федорович Васютинский был одним из самых известных и талантливых медальеров рубежа XIX-XX веков. Его многогранное творчество оказало большое влияние на развитие медальерного искусства в России.

 

38992215_1133671980129399_2339704819138166784_n.jpg

38901823_1133672210129376_6411505923675652096_n.jpg

38806860_1133672153462715_5567083849696935936_n.jpg

3524146l.jpg

38875512_1133672930129304_2549748236243959808_n.jpg38819584_1133672993462631_7954453464266833920_n.jpg

38907571_1133673043462626_6183086961440325632_n.jpg

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно и познавательно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

спасибо. Очень полезная информация.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу