Sign in to follow this  
Followers 0
Moderator

«Мы кузнецы, и дух наш молод»: рабочие на проектах банкнот 1920-х годов

2 posts in this topic

В начале 1920-х годов шли активные поиски оформления новых советских денег. Портреты монархов, помещавшиеся на дореволюционных банкнотах, на советских денежных знаках были неуместны. На смену им пришли новые герои, главным из которых был рабочий – согласно советской агитации, представитель класса-гегемона.

Один из первых советских эскизов бумажных денег с пролетарием появился в 1921 году. Его автор, художник и гравер Перикл Ксидиас, поместил на проект банкноты 25 000 рублей изображение токаря за работой.

Однако образ рабочего-токаря на проектах бумажных денег стал скорее исключением – чаще художники изображали на банкнотах кузнеца. В 1922 году по заказу Гознака для использования в оформлении денежных знаков и другой продукции Иван Шадр создал серию скульптур, среди которых был и бюст рабочего. Образ «шадровского» рабочего – кузнец, опирающийся руками о тяжелый молот, задумчиво и напряженно всматриваясь вдаль.

Именно «шадровский» рабочий-кузнец был изображен художником Владимиром Куприяновым на эскизе 100-рублевого денежного знака в 1922 году. Впоследствии этот эскиз стал основой для банкноты достоинством 1 000 рублей. Работу над ней в 1923 году довели до стадии печати пробных оттисков, но из-за инфляции номиналы банкнот с «шадровскими» скульптурами были изменены. Поэтому из них вышли только 15 000 рублей (с изображением крестьянина) и 25 000 рублей (с красноармейцем).

Весной 1924 года «шадровского» рабочего художники Гознака предлагали поместить на проект банкноты достоинством пять червонцев. Однако и эта банкнота выпущена не была.

Через год банкнота с кузнецом, срисованным со скульптуры Шадра, наконец, вышла в обращение. Это был государственный казначейский билет достоинством пять рублей. Прежде чем остановиться на итоговом варианте, на эту банкноту планировали поместить портреты С. Н. Халтурина, В. И. Ленина и М. И. Калинина. В итоге выбор сделали в пользу обобщенного образа рабочего.

Рабочий-кузнец, но уже не «шадровский», с молотом на плече, был изображен и на проекте государственного кредитного билета достоинством 100 рублей художника Яна Дрейера, созданном около 1922 года. К этому же году относится еще один проект художника – эскиз билета Госбанка достоинством 5 червонцев, где изображен кузнец, опирающийся на молот, а за его спиной – земной шар, обвитый лентой «Пролетарии всех стран, объединяйтесь».

Ян Дрейер был также автором двух неосуществленных проектов государственных казначейских билетов номиналом 3 и 5 копеек с изображением рабочих, датированных началом 1924 года. Очевидно, их сделали в рамках разработки оформления разменных временных бон, выпущенных в 1924 году из-за нехватки в обращении звонкой монеты. На этих эскизах видны только лица рабочих и нет никаких атрибутов профессии.

В 1930-е годы рабочих продолжили изображать на эскизах банкнот – но это были уже совсем иные образы.

 

51856384d65bd4878a52dfcf4d55c84c.jpgb391fdaa01bb79c085b967ff646da9b8.jpg

 

Источник

4

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо.Интересно почитать было.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.